К О Н Ц Е П Ц И Я
Негосударственного общеобразовательного учреждения
Православная гимназия (1 – 4 классы) при Свято-Афанасиевском
Храме-подворье в городе Петушки
Цели и задачи работы Православной Гимназии.
Православная Гимназия представляет собой новый тип светского общеобразовательного учреждения, в котором сочетается современное естественнонаучное и гуманитарное образование детей с их религиозно-нравственным воспитанием и получением ими полного среднего образования.
В традиционном понимании русской щколы «образование» - это формирование в человеке определенного образа. С этой точки зрения любая концепция образовательного учреждения должна давать ясное представление о том .каким она видит своего воспитанника . его отношение к миру, к стране , в которой он живет , к окружающим его людям , а также о том , какими знаниями и умениями он должен обладать.
Идеальная цель Петушинской Свято-Афанасиевской Православной гимназии видится в воспитании будущих православных делателей, то есть людей:
-хорошо образованных и интеллектуально развитых и возможно, обладающих нужной обществу мастеровой профессией;
-имеющих высокие нравственные принципы, в соответствии с которыми они будут жить, принимать решения, управлять другими людьми и т. д.;
-свободных и ответственных, хорошо ориентирующихся в проблемах и задачах современного общества;
-и, наконец, самое важное, людей высоко духовных, живущих в соответствии с евангельскими принципами, понимающих, что их обязанность делать все, от них зависящее, но твердо помнящих, что над всем и всеми есть воля Божия, от которой в конечном итоге зависит успех или неудача любого предприятия.
Людей, способных жить, трудиться, творить, стараясь во всем согласовывать свою волю с волей Божией, никогда не отчаиваться, всегда верить, надеяться, любить и прощать.
В приложении к учебно-воспитательному процессу эта цель может быть сформулирована следующим образом:
-формирование в учащихся цельного мировоззрения и устойчивой системы духовных ценностей, хранимых Россией столетиями, передача им теоретических и практических знаний, умений и навыков, а также освоение ими эффективных способов организации мышления и действия, которые позволят им, как будущим гражданам России, реализовать свои таланты в новой социальной и экономической среде во имя Божие и на благо государства и ближних.
Школа есть не только образовательное, но, прежде всего воспитательное дело.
«Начальная школа должна быть не только школой арифметики и элементарной грамматики, но первее всего-школой христианского учения и добрых нравов, школой жизни христианской» (С.А.Рачинский).
Школа должна насытить духовную жажду, укрепить зародыши благочестия, насажденные в каждой детской душе.
Петушинская Свято-Афанасиевская Православная гимназия – общеобразовательная светская школа.
В образовательной области православная гимназия осуществляет:
-в начальном звене – как программы государственного стандарта «Гармония» так и программы гимназического уровня: - Закон Божий
-Православные основы культуры, словесности (риторики) и истории русской литературы;
-церковнославянского языка,
-географии и истории (России и мировой),
-музыки (теория по программе музыкальной школы, духовное пение и др.)
-иконоведения и иконописи.
Особенное значение для надлежащей постановки учебного дела в гимназии имеет учебный курс подготовительного класса.
В
воспитательной области Православная гимназия следует русским православным
традициям.
Основная задача работы Православной гимназии – предоставить возможность воспитанникам:
-жить и воспитываться в православной среде и получать необходимые знания о православной вере и Церкви;
-получить образование, отвечающее современным требованиям средней и высшей школы;
-освоить эффективные способы организации мышления и действия;
-приобрести необходимые навыки социализации.
2. Учебно-воспитательный процесс
2.1.Принципы
2.1.1. Духовная и культурная целостность
Принцип духовной и культурной целостности, единства культурно-исторического типа означает, что фундаментальные основы воспитания учащихся и получаемых ими знаний идут из одной исторической культуры, не являются разорванными и несвязанными, когда факты, сведения, воззрения развиваются друг из друга.
Принцип целостности в образовании и воспитании реализуется с одной стороны, через следование православным традициям, раскрытие хранящихся в этих традициях гносеологии, нравственных, этических и культурно-исторических ценностей, и с другой стороны, благодаря последовательному освоению на школьном уровне современных знаний.
2.1.2. Единство школы, семьи и Церкви.
Единство школы, семьи и Церкви в вопросах воспитания и ценностных приоритетов в образовании обеспечивается тем, что все учащие, учащиеся и их родители придерживаются единых мировоззренческих принципов, одинаково понимают цели воспитания и образования детей, осознанно выбирают именно православную школу.
Вновь поступающие обязательно детально знакомятся с концепцией, программами, всеми учредительными документами. Как правило, в православную школу дети поступают, прежде всего, по желанию родителей, и именно с родителями руководство школы ведет серьезное собеседование, чтобы убедиться в единстве взглядов на принципиальные вопросы образования и воспитания.
2.1.3.Принцип непрерывности
Принцип непрерывности заключается в последовательности, преемственности знаний и методов обучения и воспитания от младшего школьного возраста, подготовительного класса до окончания начальной школы, и относится не только к школьным, но и внешкольным занятиям детей.
2.1.4.Дифференцированность обучения
Принцип дифференцированности обучения реализуется за счет наличия двух уровней обучения:
-гимназический уровень (повышенной сложности)
-общий уровень (ориентированный на государственный стандарт).
2.1.5.Индивидуальный подход
Индивидуальный подход реализуется за счет разработки и реализации индивидуальных
программ обучения в рамках обозначенных выше уровней.
2.2Организация учебно-воспитательного процесса
Православная Гимназия осуществляет общеобразовательные программы начального общего (первая ступень) образования. Православная Гимназия намерена осуществлять также гимназические программы с углубленным изучением русской словесности, отечественной истории, предметов эстетического цикла.
Первая ступень соответствует начальному общему образованию. Обучение ведется по программам начальной четырехлетней(1-4классы) школы.
Набор дисциплин, преподаваемых в Православной Гимназии, соответствует федеральному базисному учебному плану для общеобразовательной средней школы, что гарантирует выполнение обязательной базы государственного образования и обеспечивает нахождение Православной Гимназии в едином образовательном пространстве со всеми школами России. Гимназический компонент и факультативные предметы определяются целями и задачами воспитания и образования.
2.3. Направления работы
2.3.1. Духовно-нравственное воспитание и развитие
Основы духовно-нравственного воспитания закладываются с детства. Важнейшими средствами этого воспитания являются религиозно-эстетические и религиозно-этические элементы православной педагогики. Чувство благоговения к святыне, почтения к родителям, уважения к ближним, правильное отношение к своему телу и своему здоровью, как дару Божию, который необходимо хранить и умножать, бережное отношение ко всем людям и ко всему живому, чувство удивления перед величием и таинственностью окружающего нас мира и забота об этом мире, чувства милосердия, сострадания и жертвенной готовности оказать помощь ближнему и, наконец, чувство ответственности перед минувшими и грядущими поколениями - все это должно прививаться детям с самого раннего возраста.
Бездуховность и нравственный релятивизм исправить или восполнить чем-либо материальным невозможно. Когда желают показать полную бездуховность и нравственную несостоятельность человека, о нем говорят: «Для него нет ничего святого!»
По части нравственной, кроме наблюдения за исполнением общих правил воспитания в духе христианского благочестия, должно иметь в виду:
-водворение в гимназии духа простоты, послушания, трудолюбия и терпения,
-всевозможное ограждение от соблазнов во всех тайных и явных видах.
- Руководство гимназии должно заботиться о том, чтобы воспитанники никогда не оставались без надзора, распределить благочестивые занятия в будни и праздники так, чтобы они возгревали в воспитанниках нелицемерный страх Божий.
- К сему относятся молитвы, чтения назидательных книг, беседы учителей, воспитателя, законоучителя (духовника) с детьми.
- Ученики говеют, исповедываются и причащаются во все посты.
- В процессе обучения и воспитания детей развивать в них склонности к духовной жизни, стремление к личному совершенствованию. \Важную роль в этом будет играть личный пример законоучителя, учителей, воспитателя.
-Особое внимание следует обратить на предотвращение развития в детях эгоизма, честолюбия и любоначалия.
Необходимо возбуждать в детях уважение и любовь к человеку, предотвращать в них развитие противоположных недостатков, злобы.
-Руководство волею и поступками одно из важнейших условий движения детей по пути спасения своей души.
Для этого детям нужно преподать главные правила для образования воли, научить детей руководствоваться законом Божиим в своих поступках, что позволит им отвратиться от дурных поступков, лжи, зависти.
-Необходимо воспитывать в них повиновение старшим, бороться с их своенравием и упорством.
Православное мировоззрение и система православных ценностей у учащихся Православной гимназии формируется:
-при посещении ими церковных богослужений;
-на уроках Закона Божия, а также при общении с православными воспитателями во внеурочной деятельности и православными педагогами на всех уроках.
-во время духовно-нравственных бесед детей и их родителей с духовным наставником.
-на встречах с ветеранами войны, учеными (историками, филологами и др.), писателями и т.д.
Преподавание Закона Божия имеет основополагающее значение в процессе духовно-нравственного развития детей. Выбор тем и текстов обеспечивает живое и глубокое знакомство воспитанников с основами православной веры, памятниками христианской письменности, древнерусской литературы и искусства, с нашим духовным наследием в целом и предусматривает усвоение учащимися христианских заповедей об отношении к Богу, к ближнему и ко всякому творению Божию.
Каждый ребенок-маленький исследователь и путешественник по жизни. На его пути открывается много удивительного, прекрасного.Но на его жизненном пути может встретиться и испытание для его совести, для его души. Уроки Закона Божия должны запечатлевать в душе ребенка образы прекрасного, святого и прививать невосприимчивость ко злу и всякому без-образию или, как мы говорим, безобразию.
Когда воспитание на православной основе начинается с младшего школьного возраста и продолжается до окончания школы, можно говорить о непрерывности духовно-нравственного воспитания
Будущего гражданина России.
2.3.2. Образовательные программы.
2.3.2.1. Начальная школа.
В начальных классах Православной гимназии в основу преподавания положена традиционная образовательная программа «Гармония».
Начальное образование - наиболее сложившееся, самоценное, самостоятельное и обязательное звено в системе общего образования.
Школа 1-й ступени призвана обеспечить начальный этап становления личности, выявление и целостное развитие способностей, формирование у школьников умения и желания учиться. В начальной школе дети приобретают необходимые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Эти задачи выдвигают на первый план цели воспитания личности ребенка на основе формирования учебной деятельности.
2.3.3. Жизнь воспитанников
2.3.3.1. Поступление в гимназию: условия приема.
2.3.3.1. Жизнь воспитанников с нравственно-бытовой стороны:
- православная направленность,
- скромность и простота в обыденной жизни,
- требование от воспитанников чистоты, опрятности и аккуратности,
- приучение их к хозяйству.
- Распорядок учебного дня:
- Каникулы:
- Праздники:
- Уклонения воспитанников от правил благоповедения и меры взысканий за проступки.
2.3.3.2. Учебные занятия воспитанников:
- характер образования,
- оценка успехов воспитанников (промежуточная аттестация, экзамены).
2.3.3.3. Окончание гимназии и дальнейшая судьба воспитанников.