|
ПОСЛЕДОВАНИЕ
МОЛЕБНЫХ ПЕНИЙ
Из всех чинопоследований так называемого частного
богослужения чаще других совершаются последования различных молебнов, и
как дополнение к общественному богослужению в праздники, и пред местными
святынями, и в качестве всенародных мирских молений по особым случаям,
и, чаще всего, по желанию и по просьбам отдельных верующих.
Последование молебна — это
сокращенное последование праздничной утрени, от которой сохраняются:
псалом 142, последний в шестопсалмии, Бог Господь и тропарь,
псалом 50, канон, ектении сугубая и малая, а иногда и великая, и
Евангелие со всем, что на утрени предшествует ему и сопровождает,
начиная от прокимна и кончая возгласом: Милостию и щедротами:
В качестве образца полного молебна с каноном в
богослужебных книгах дается «Последование параклиса, сиречь молебного
пения ко Пресвятой Богородице».
К сожалению, молебны по полному
чину с пением или хотя бы чтением не только припевов, но и всех тропарей
канона, у нас совершаются лишь в редких случаях. Обычно на молебнах
поются одни только канонные припевы и особые молебные катавасии по 3-й и
6-й песням канона.
На молебнах Господу Богу,
совершаемых как по разным случаям, так и в великие праздники, всегда
поется одна и та же катавасия, лишь с несколько изменяемым,
применительно к случаю, окончанием: «Избави от бед и скорбей рабов
Твоих, Владыко Всемилостиве, яко мы усердно к Тебе прибегаем, к
милостивому Избавителю нашему всех Владыце, Господу Иисусу», или «…к
Тебе прибегаем, к милостивому Избавителю нашему, в Троице Святей
славимому Богу», или «…к Тебе прибегаем, к милостивому Избавителю
нашему, на Кресте распеншемуся Господу Иисусу». Являясь завершением
просительных припевов: «Милостиве Господи, помилуй нас» или «Милостиве
Господи, услыши молитву рабов Твоих, молящихся Тебе» и подобных,
катавасия эта не может быть признана вполне соответствующей на молебнах
хвалебно-благодарственных, с радостно-торжественными припевами: «Слава
Тебе, Боже наш, слава Тебе» и др. Особенно резким диссонансом катавасия
«Избави от бед и скорбей…» становится в великие Господские праздники,
когда не только все молебное и покаянное насколько возможно устраняется
из богослужения, но когда и просительное сокращается до крайних
пределов, когда главное содержание всего богослужения — хвала и
славословие. На хвалебно-благодарственных праздничных молебнах и
катавасия должна быть хвалебно-благодарственная, без упоминания о бедах
и скорбях, по возможности даже и без просительного элемента. С другой
стороны, на молебнах просительных о различных нуждах чувствуется
недостаточность употребления всегда одной и той же общей катавасии и
потребность особых нарочитых катавасий, только для данных случаев
составленных.
Кроме молебнов с канонами в так
называемой «Книге молебных пений» дается ряд более кратких молебных
последований без канонов. В старопечатных книгах и для некоторых из этих
последований имеются нарочитые каноны. А так как пение на молебнах даже
одних канонных припевов и катавасий весьма содействует усилению
молитвенного настроения, то было бы желательным пополнить некоторые
последования «Книги молебных пений» внесением в них соответствующих
канонов или хотя бы одних канонных припевов и катавасий.
В конце иерейского молитвослова
имеется отдел: «Службы на различные потребы». Но это не отдельные
самостоятельные чинопоследования, а молитвословия, предназначенные для
внесения их в потребных случаях в чинопоследование литургии, и в
большинстве заимствованные из соответствующих последований Большого
Требника и Книги молебных пений. Составленные в Южной России эти службы
отражают узко местную практику. Во всяком случае, устав Православной
Великороссийской Церкви не знает никаких дополнительных к даваемому в
служебнике чину проскомидии молитв на проскомидии, каковыми начинается
большинство названных служб иерейского молитвослова и для которых даже
сам молитвослов не указывает точно, в какой именно момент проскомидии
они должны произноситься. Более того, наш церковный устав, ограждая
завершительную службу суточного богослужебного круга — литургию — от
всяких дополнений сверх указанных Типиконом, не предусматривает
возможности внесения каких-либо дополнительных прошений и на литургийных
ектениях. По Типикону (см. главу 8) все чинопоследование литургии
вкладываться в тесные рамки одного часа времени, а все дополнительные
моления на разные случаи и потребы должны быть совершаемы до литургии
или, в виде исключения, после нее. В соответствии с этим и службы
иерейского молитвослова приличнее совершать отдельно от литургии в
качестве самостоятельных молебнов, в каком виде большинство из них и
излагается в Книге молебных пений. Те же немногие службы молитвослова,
каковым нет соответствующих последований ни в Большом Требнике, ни в
Книге молебных пений1, легко могут быть перестроены по чину
молебнов2. Эти новые молебные последования, кроме совершения
их в потребных случаях, по просьбе отдельных верующих было бы
соответственно совершать и в определенные дни в качестве дополнения к
общественному богослужению.
Так молебное пение «О умножении
любви» в наше время оскудения христианской любви приличествовало бы
соединять с молебным пением апостолу любви Иоанну Богослову в его
праздники (26 сентября, 8 мая); молебен о врагах соединить с молебном
первомученику архидиакону Стефану, который первый из христиан повторил
молитву Спасителя о врагах: «Господи, не постави им греха сего» (27
декабря, 2 августа); молебен об узниках соединить с молебном апостолу
Петру в день поклонения его веригам (16 января), в дни памяти святой
мученицы Анастасии Узорешительницы (22 декабря) и наших русских святых
князя Иоанна Угличского, проведшего всю жизнь от детства до глубокой
старости в Вологодской темнице (19 мая) и священномученика Ермогена,
Патриарха Московского (17 февраля и 12 мая), скончавшегося в темнице, к
молитвенному предстательству которого, по некоторому откровению, следует
обращаться узникам наших дней.
Для молебнов на разные потребы
в «Книге молебных пений» и в «Большом Требнике» назначаются особые на
каждый случай псалмы. Но нередко в этих псалмах, иногда очень длинных
всего два-три стиха относятся непосредственно к предмету моления.
Поэтому было бы соответственнее для молебнов на разные потребы составить
особые избранные псалмы, подобные псалмам, поемым с величаниями в
полиелейные праздники.
Опыт такого рода изменений и
дополнений в существующих молебных последованиях и составления некоторых
новых последований предлагаются ниже. Попутно в молитвословиях и
песнопениях, заимствованных из богослужебных книг, сделаны опыты
исправления церковно-славянского текста.
1О
призывании помощи, благодати и дара Пресвятаго Духа в начале всякаго
доброго дела. О умножении любви и о искоренении ненависти и всякия
злобы. О вразех, ненавидящих и обидящих нас. О в темнице и заточениях
сущих.
2Как
это было сделано в свое время со службой «О мире внутреннем» и со
службой «О призывании помощи в начале дела» в Требнике, изданном в 20-х
годах во Владимире (в Чехословакии).
|
|