СПРАВКА

                     О деятельности Петушинской Свято-Афанасиевской

                      Православной гимназии в 2004 / 2005 учебном году

 

  1. Организация гимназии

По распоряжению Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия при храме свт. Афанасия епископа Ковровского в 2003 году было положено начало созданию Петушинской Свято-Афанасиевской Православной гимназии ( полное наименование – НОУ Православная гимназия ( 1 – 4 классы ) при Свято-Афанасиевском храме-подворье в городе Петушки ).

Было оформлено Свидетельство о государственной регистрации гимназии как юридического лица от 17 июля 2003 года, а в сентябре 2004 года Департаментом образования Владимирской области гимназии была выдана Лицензия на образовательную деятельность сроком до 2009 года.

По Архипастырскому благословению в 2003 году был набран подготовительный класс ( дети из г. Петушки, поселка Вольгинский, деревень Липна и Кибирево ), а в 2004-ом году и первый класс, и подготовительный. В первом классе в 2004 /2005 учебном году обучалось 6 человек, а в подготовительном – 9 человек.

На следующий учебный год набор в гимназию еще не закончился, но в настоящий момент во втором классе по списку – 6 человек, в первом классе – 4 человека, а в подготовительном – 12 человек. Всего – 22 человека.

Занятия в гимназии в 2004 /2005 учебном году начинались в 8 ч 20 мин утра ( в первом классе ) и в 9 ч утра – в подготовительном классе. Обедом детей кормили в благотворительной столовой ( трапезной ) при Свято-Афанасиевском храме. До 17 ч дети могли оставаться ( по заявлению родителей ) в группе продленного дня под присмотром воспитателя.

В прошлом учебном году в штате гимназии состояли: директор гимназии, бухгалтер, два учителя начальных классов и воспитатель, учитель музыки – по совместительству. Медицинское обслуживание детей – осуществлялось по договору с поликлиникой на основании медицинских полисов.

Обучение в гимназии бесплатное. Взносы в размере 300 – 400 рублей в месяц расходовались на частичную оплату питания детей. Средства на оборудование учебных классов, хозяйственные расходы и зарплату учителям поступали из ежегодной помощи Епархии, храмовых средств и пожертвований частных лиц. Приобретение учебников и пошив школьной формы осуществлялись за счет средств родителей.

  1. Учебная работа

Лицензия на образовательную деятельность, выданная областным Департаментом образования, предусматривает работу гимназии в рамках общеобразовательной программы «Гармония» ( начальная ступень ). Данная программа выбрана в связи с тем, что она следует традиционной системе обучения и является программой открытого типа, то есть допускает параллельное использование в процессе обучения учебников других авторов ( не являющихся авторами данной программы ).

Мы убедились, что на стадии становления гимназии возможность опробования различных учебников – с целью повышения эффективности процесса обучения – играет немаловажную роль.

Учебный день начинается в гимназии с общей молитвы детей и преподавателей (обычно читается краткое правило преп. Серафима Саровского ), а первым уроком является урок по Закону Божию ( 15 – 20 мин ), на котором читается краткое житие святого, чья память ныне совершается, или рассказывается о предстоящем празднике, изучаются также азы церковно-славянской грамоты ( в первом классе ).

Преподаватели придерживаются традиционной формы проведения урока, но содержание текстов стараются корректировать, подбирая тексты православных писателей или комментируя текст учебника, объясняя его с точки зрения Православия. Преподаватели используют на уроках следующую дополнительную литературу: « Родное слово К.Д.Ушинского, «Введение во храм слова» С.Ф.Ивановой, «Катехизис в рассказах» Успенского, « Родная природа» Шамаевой и др. Учителя стараются, где это возможно, чтобы на уроках звучало Слово Священного Писания.

На уроках математики учителя старались как можно реже использовать рабочие тетради на так называемой печатной основе, а также тестирование как способ контроля знаний учащихся, поскольку, на наш взгляд, такой способ контролирования усвоения знаний не отражает истинной картины: в данном случае работает только механическая память ребенка, а глубокого усвоения знаний не происходит. – Дети запоминают отрывочные факты, не связанные между собой, одна информация вытесняет другую. В результате дети не учатся выражать свои мысли, не способны построить связный рассказ, речь их не образна и односложна.

Уроки музыки проводит преподаватель со специальным музыкальным образованием. На занятиях в первом классе используются пособия ( рабочие тетради ) издательства Московской консерватории.

Уроки по окружающему миру старались сочетать с уроками по краеведению. Со второго класса планируется цикл лекций –бесед ( во внеурочное время ), специально подготовленный работниками этнографического кабинета г. Петушки. При подготовке к урокам учителя используют печатные работы краеведов ( Н.В. Большаковой и др.), книгу Г.И.Катышева «Петушки обетованные», из которой дети много узнают о жизни небесного покровителя своей гимназии – свт. Афанасия епископа Ковровского. В дни его памяти в конце октября прошлого года в Свято-Афанасиевском храме в Петушках состоялся молебен, в котором приняли участие учащиеся двух гимназий – Петушинской Свято-Афанасиевской и Владимирской Православной гимназии в честь свт. Афанасия епископа Ковровского.

Большая часть детей нашей гимназии учатся в детской школе искусств города Петушки на дирижерско-хоровом отделении: 5 раз в неделю на занятия их отводит воспитатель гимназии. Наши дети приняли участие в концерте, который проходил в городском доме культуры, а также в отчетном концерте дирижерско-хорового отделения школы искусств ( 12 из 15 учащихся этого отделения – ученики нашей гимназии).

Со второго класса в учебный план будут включены следующие предметы: Закон Божий, Основы Православной культуры, английский язык, а в качестве предметов по выбору ( во внеучебное время ) – духовное пение, рукоделие и рисование.

Большую помощь в организации учебного процесса в гимназии оказывают нам работники методического кабинета районного отдела образования города Петушки.

  1. Воспитательная работа

Родители детей, обучающихся в гимназии, а также работники храма отмечают заметные изменения, происходящие в детях: они становятся послушнее, спокойнее, уравновешеннее.

Главную роль в этом сыграла, конечно, совместная ежедневная молитва детей и преподавателей, совместное причащение по праздникам, участие детей и родителей в церковных воскресных и праздничных богослужениях ( в дни двунадесятых и великих праздников дети освобождаются от учебных занятий).

Каникулы (осенние, зимние и весенние) также сочетаются с годичным богослужебным кругом.

Общение детей во внеучебное время (посещение занятий в музыкальной школе, пребывание в группе продленного дня, обучение началам клиросного послушания, подготовка к праздникам: репетиции кукольного театра, подготовка подарков родителям и учителям, выступления по праздникам перед родителями и гостями) способствует возникновению у детей чувства ответственности, взаимопомощи, потребности молиться друг за друга, за родителей и учителей.

В конце учебного года дети подготовительного и первого классов вместе провели день на природе со своими учителями и воспитателем.

Наша гимназия принимала участие в благотворительных акциях по сбору книг, игрушек и вещей для детских домов области к празднику Рождества Христова, в поездке в Троице-Сергиеву Лавру, в выставке детских поделок «Рождественский сказ» Начата летопись гимназии начиная с истории железнодорожной школы у станции и строительства при ней храма, освященного в честь свт. Николая архиеп.Мир Ликийских (Епархиальные ведомости, 1900 г.). Видеоматериалы, фотоальбом , учебная литература, используемая в учебном процессе, будут представлены на выставке-презентации «Православные гимназии – ХХ1 век.», которая будет проходить во Владимире в августе – сентябре нынешнего года.

  1. Работа с преподавательскими кадрами

Учителя и воспитатель, работающие в гимназии, имеют 12 разряд ( 1-я квалификационная категория). Учителям оказывается помощь в подборе православной литературы с целью использования ее на уроках по общеобразовательным предметам и в группе продленного дня.

Вопросы, касающиеся учебного процесса, обсуждаются на педсоветах. С учителями проводятся личные беседы, им предоставляется возможность пользоваться библиотекой храма, даются рекомендации по выбору литературы по православной педагогике и психологии.

Планируется направлять учителей на курсы повышения квалификации, участие их в учебе и семинарах, организуемых лабораторией «Русская школа» при институте усовершенствования учителей г. Владимира.

  1. Работа с родителями

В течение учебного года проводились родительские собрания, на которых обсуждались текущие вопросы, проводились беседы о семье, школе, воспитании детей. Родители также могут пользоваться библиотекой храма.

Родители получают задание по учебнику прот.Серафима Слободского «Закон Божий»,- таким образом они проходят различные темы совместно с детьми. Желательно, чтобы родители, по возможности, посещали вместе с детьми и занятия по предмету «Основы Православной культуры».

Родители будущих наших учеников должны больше знать о Православной гимназии, о целях и задачах, которые мы перед собой ставим, поэтому мы стараемся публиковать статьи о нашей гимназии в местных печатных изданиях, участвовать в передачах областного радио ( «Православная страничка»).

6. Проблемы, возникшие в ходе преподавания

Главная проблема – несоответствие учебных программ, утвержденных министерством образования Российской Федерации, и содержания учебников православному миросозерцанию, поэтому преподавателю приходится часто комментировать текст учебника или заменять его другим.

В связи с этим возникает проблема подбора кадров: учитель должен быть человеком и воцерковленным, и в то же время хорошим специалистом. Кроме того, он должен разбираться в проблемах православной педагогики и психологии.

Обучение, на наш взгляд, надо строить по принципу «не вширь, а вглубь», то есть не увеличивать количество предметов и сложность самих предметов, а добиваться именно усвоения знаний (чтобы последующая информация не вытесняла предыдущую, а полученные знания выстраивались в систему по иерархическому принципу).

Необходимо добиваться запрещения издавать и продавать так называемые «решебники», сборники готовых сочинений и другие подобные издания. Такие «решебники» (готовые домашние задания по различным предметам) уже издают и для начальной школы.

Существующее в наше время настроение в обществе (что все можно приобрести за деньги) передается через родителей и детям, отсюда и их небрежное отношение к учебе и вообще неспособность учиться, неуважительное отношение к учителям, пожилым людям, непослушание родителям. Дети становятся неуправляемыми: ум их нужно собирать, учить детей концентрировать свое внимание, а не развлекать их.

Самая большая опасность, которая грозит нашим детям, обучающимся в Православной гимназии, - это развитие в них двуличия и лицемерия: в гимназии – молитва, форма, внешнее прилежание, а дома – несоответствующая их полу одежда, телевизор, компьютер, непослушание родителям. – Все это, естественно, не способствует росту престижа Православных гимназий.

 

Hosted by uCoz