|
ЖИЗНЕОПИСАНИЕ СВЯТИТЕЛЯ АФАНАСИЯ
(Г.И. Катышев)
ВЛАДЫКА
Давно уже ходили над Россией черные тучи, и вот
грянул 1917 год. В то время никто не мог себе представить всей мощи
наступления на Русскую землю темных сил, меру ослепления целого народа,
меру разрушения основ Православия в нем и отпадения целых поколений от
веры отцов. И, как следствие, в течение целого века кровь, беды,
несчастия. Промыслом Божиим было восстановление на Священном Соборе в
1918 году Службы всем святым в земле русской просиявшим, которая
отсутствовала в годичном круге богослужения. Совсем немногие ведали
особую важность этого события. А мы только сейчас можем оценить насущную
необходимость, и тогда, и теперь, обращения за помощью к русским святым
- нашим естественным защитникам и молитвенникам у престола Божия за
землю Русскую, тем, кто ее лелеял, чьими стараниями и молитвами она
устраивалась. При этом отметим, что избранником в деле создания,
развития и внедрения Службы Господь сделал Владыку Афанасия, в то время
скромного иеромонаха, который своей исповеднической жизнью показал, как
дивен Господь во святых Своих.
“Церковь Русская, красуйся и ликуй, се бо
чада твоя Престолу Владычню во славе предстоят, радующеся... Соборе
святых русских, полче Божественный, молитеся ко Господу о земном
Отечестве вашем и о почитающих вас любовию... Новый доме Евфрафов, уделе
избранный, Русь Святая, храни веру православную, в нейже тебе
утверждение”. Эти
великие слова из Службы Всем Святым,
в земле Русской просиявшим, созданной Святителем Епископом
Афанасием. Теперь в
Полку Божественном стоит и он сам. В августе 2000 г.
Архиерейским Собором Епископ был причислен к лику святых. Владыка был
одним из тех иерархов Русской Православной Церкви, кто не только принял
вместе с ней мученический венец в XX веке, не только остался верным ее
канонам и Святейшему Патриарху Тихону, он в ужасающих условиях
преследований Церкви продолжал быть защитником неукоснительного
соблюдения церковного Устава, а также древних, лучших традиций церковной
службы. Главным делом исповеднической жизни Владыки было составление и
доработка великолепной Службы Всем Русским Святым. Эта жемчужина еще
ждет своего часа, чтобы засверкать в достойной ее славе. Нам остается
только в сердечной молитве обратиться к Русским Святым, и небесные
защитники России придут на помощь. Ведь эта помощь сейчас так нужна.
“Полче Божественный, молитеся ко Господу о земном Отечестве
вашем...”
Тихо и мирно протекала жизнь, пока не началась
вакханалия 1917 г., а с ним и великие потрясения. Поначалу мало кто
предполагал размеры грядущей катастрофы. Теплилась какая-то надежда на
благие перемены, на возвращение к живительным истокам древней церкви. В
первую очередь они связывались с восстановлением Патриаршества,
упраздненного в 1721 г. железной рукой подпавшего под влияние Запада
Петра Первого.
После февральских событий произошли большие
изменения и в церковной жизни. В частности, была введена выборность в
среде духовенства. Во Владимире, как впрочем, и в других городах России,
созван епархиальный съезд духовенства и мирян, который решил некоторые
текущие вопросы. На нем избрали нового архиерея. Им стал архиепископ
Финляндский Сергий (Страгородский), будущий митрополит и Патриарх. Это
был известный богослов и деятельный, мудрый администратор. Многим, в том
числе и иеромонаху Афанасию, импонировала его позиция в пользу изменений
в богослужебных книгах, при котором исправления в текстах должны были
сочетаться с самым бережным отношением к церковнославянскому языку. На
этом же съезде иеромонах Афанасий был избран членом Владимирского
епархиального временного исполнительного комитета и делегатом на
Всероссийский съезд духовенств и мирян. За активную деятельность на
благо Церкви епархиальное руководство 29 июня 1917 года наградило о.
Афанасия наперсным крестом.
С 7 по 14 июля 1917 года в Московской Духовной
Академии проходил Всероссийский съезд ученого монашества. Здесь
иеромонах Афанасий участвовал с правом решающего голоса. Почти сразу
после окончания этого почтенного собрания начался Второй Всероссийский
съезд представителей от монастырей (16-23 июля). На нем было избрано 10
делегатов от монашествующих на Поместный Церковный Собор, а также
кандидатов на случай, если делегат по каким-то причинам не сможет
принять участие в Соборе. В этом почетном списке преподаватель
Владимирской семинарии иеромонах Афанасий числился кандидатом. В
деятельности Собора он принял участие со второй его сессии.
Постановлением Священого Синода от 22 января 1918 года его вызвали на
место сложившего свои полномочия архимандрита Варлаама, настоятеля
Белогорского Николаевского монастыря Пермской епархии. Иеромонах активно
работал в нескольких отделах, которые обнимали волновавшие тогда не
только клир, но и мирян такие сферы церковной жизни как богослужение,
монастыри и монашествующие, церковная дисциплина. В отделе «О
Богослужении, проповедничестве и храме», например, широко обсуждался
вопрос о внесении в церковный календарь памяти русских святых, которые
перестали упоминаться в богослужебных книгах в результате церковной
реформы в XVIII веке при патриархе Никоне.
Здесь о. Афанасий представил два доклада “О подготовке нового издания
богослужебных книг со внесением в них всех существующих как печатных,
так и рукописных служб русским святым” и “Об усилении и узаконении
чествований по епархиям местных святых”.
По сути будущий епископ Афанасий предложил Поместному Собору
программу сбора и систематизации служб русским святым. И Совет Собора
эту программу принял как бесспорную.
В отдел о церковной дисциплине было направлено
предложение “О присвоении богослужебных отличий определенным церковным
служителям и должностям и воспрещении раздавать их в качестве наград”,
которое получило одобрение. На одном из пленарных заседаний иеромонах
выступил в качестве содокладчика по вопросу “О правилах канонизации
святых в Русской Церкви”.
Однако основным результатом работы о. Афанасия
на Соборе стало его участие в восстановлении праздника Всех Святых в
земле Русской просиявших. Будущий Святитель имел редкий Божий Дар,
который Господь дает только избранным, - Дар чувствовать Дух
Богослужения и способность в рамках Его совершенствовать службы. На
Соборе было положено начало составлению “Службы Всем Святым, в земле
Русской просиявшим”, той самой, по которой вся Русская Православная
Церковь в 1988 г. молилась, празднуя тысячелетие своего бытия.
Официальным выразителем витавшей в воздухе идеи
восстановления праздника выступил член предсоборного совета академик
Российской Академии наук, профессор Петроградского университета,
египтолог, известный историк коптской и эфиопской церкви, основатель
российской школы изучения древних цивилизаций Ближнего Востока - Борис
Александрович Тураев (1868-1920).
Он подготовил доклад для Святейшего Собора, в
котором предложил взять за основу службу, написанную иноком Григорием,
насельником обители Евфимия Суздальского, подвизавшемся там в конце XV
начале XVI века. Эта служба нашла широкое распространение на периферии
Российского государства, где особенно остро чуствовалась необходимость
национального и политического единства. Епископ Афанасий, вспоминая
историю вынесения вопроса на Собор и подготовленные в докладе аргументы,
писал в предисловии к “Службе”: “В наше скорбное время, когда единая
Русь стала разорванной, когда нашим грешным поколением попраны плоды
подвигов Святых, трудившихся ...над созданием единой Православной
Русской Церкви, представлялось бы благовременным восстановить этот
забытый праздник, да напоминает он нам и нашим отторженным братиям из
рода в род о Единой Православной Русской Церкви и да будет он малой
данью нашего грешного поколения и малым искуплением нашего греха...” *<4,
с.93>.
Святейший Собор на заседании (13)26 августа
1918 года заслушал доклад и по обсуждении его постановил восстановить
ранее существовавшее в Русской Церкви празднование дня памяти Всех
Святых Русских. День празднования определил в первое воскресенье
Петровского поста. Б.А.Тураев, как инициатор, взял на себя труд
исправления древней Службы. Однако одному выполнить такую огромную
работу оказалось очень затруднительно. Нужен был человек, хорошо знающий
церковное богослужение, достаточно эрудированный и, самое главное,
имеющий неравнодушное сердце, полное любви к Матери Церкви.
Участвовать в сем нелегком деле профессор
предложил иеромонаху Афанасию, который, несмотря на свою относительную
молодость, заметно выделялся необходимыми для этого качествами. Когда
приступили вплотную к работе, стало ясно, что, древнюю службу монаха
Григория исправить практически невозможно, поэтому из нее позаимствовали
немного. Остальное составили заново. Профессор взял на себя, главным
образом, написание новых песнопений, а будущий Владыка подбор
соответствующих мест из богослужебных книг, по преимуществу из отдельных
служб Русским Святым, и приспособление наиболее характерного и лучшего к
данной службе. В частности о. Афанасий предложил для стихир на “Господи
воззвах” избрать по одной стихире из общей Минеи каждому лику святых и о
расположении в каноне святых по областям с завершением каждой песни
канона тропарем, посвященным наиболее чтимой в той области иконе Божией
Матери. Так в первой песне прославляются первые русские святые, а
богородичен из службы Покрову, в третьей - южнорусские святые и
богородичен из службы Почаевской иконе. В четвертой песне Московские
святые и богородичен Иверской иконы, в пятой - новгородские святые и
богородичен Знамению. В шестой - святые Севера и богородичен Тихвинской
иконы. В седьмой - святые Ростова, Суздаля, Владимира и богородичен из
службы Владимирской иконы. В восьмой песне в первых тропарях Казанские и
восточные святые и богородичен из службы Казанской иконы Божией Матери.
Поскольку до окончания Собора оставалось
немного времени, а Службу надо было обязательно провести через Собор,
пришлось кое-чем пожертвовать. Не удалось в полной мере завершить ее в
задуманном великолепии и красоте. Правда, доработать можно было уже
потом в рабочем порядке. Однако Б.А.Тураев вскоре почил в Бозе, а
иеромонаху Афанасию была уготована такая стезя, что заниматься Службой
приходилось урывками на протяжении всей своей жизни. Даже в тюрьмах
Владыка не бросал это богоугодное дело.
Деятельность раскольников была на руку
богоборческой власти, и она, конечно, не могла позволить Епископу
Афанасию продолжать защиту Православия. 28 июля 1922 г. Владыка был
арестован одновременно с Муромским епископом Серафимом (Руженцовым).
Десять дней оба Святителя провели в тюрьме. 23 сентября - новый арест.
Во Владимирской тюрьме Господь сделал Владыке подарок - свел его с
единомышленниками, почитателями праздника Всех Русских Святых. Среди них
архиепископы, епископы, священники. В 17-й камере, несмотря на
тяжелейшие обстоятельства, царило приподнятое настроение. На узников как
бы снисходила Благодать. Вместе с Владыкой здесь находились архиепископ
Крутицкий Никандр (Феноменов), архиепископ Астраханский Фаддей
(Успенский), епископ Звенигородский Николай (Добронравов), епископ
Вязниковский Корнилий (Соболев), епископ Переяславский Дамиан
(Воскресенский) и епископ Суздальский Василий (Зуммер), ряд известных
священников. Можно сказать, собрался цвет Православия, малый “Собор”.
Велись оживленные беседы об этом празднике, о самой службе, об иконе, о
храме во имя праздника, и было положено начало нового пересмотра,
исправления и дополнения службы, текст которой был напечатан в 1918 г.
Тогда же была поддержана очень важная мысль Владыки Афанасия о
желательности дополнить службу так, чтобы ее можно было совершать не
только во 2-ю неделю по Пятидесятнице, но также и в другое время и не
обязательно в воскресный день.
Владыка полагал, что совпадение этого праздника
с воскресным днем было причиной того, что составленная в 1918 г. для
него служба не так полна, как того заслуживает праздник, имеющий
огромное значение для Русской Церкви и русского народа. Другим доводом
стало то, что если празднование многим святым, даже не из числа великих,
совершается по дважды, иногда и по трижды в год, то тем более подобает,
чтобы общий праздник Всех Русских Святых праздновался не однажды. Кроме
того, во 2-ю неделю по Пятидесятнице во многих церквах отмечаются
празднования местным святым, и присоединение праздника Всех Русских
Святых ослабляет и то и другое празднование, а это недопустимо с точки
зрения церковного устава, поскольку происходит “утеснение в стихирах и
канонах”. В первый раз празднование Всем Святым Русским не в воскресный
день и по исправленной службе было совершено там же, в 17-й камере
Владимирской тюрьмы 10 ноября 1922 г. в день преставления Святителя
Димитрия Ростовского.
Для нас сейчас проступают удивительные вещи.
Новая полная служба. Кому? Всем Русским Святым. Обсуждается где? В
тюрьме. И состоялась впервые она там же. Значит, не существует преград и
для нас молиться нашим Святым в полной мере, обращаться к ним за помощью
и защитой в наших “лютых обстояниях”.
Владыка Афанасий предложил совершать
празднование Всем Святым в земле Российской просиявшим 16(29) июля, т.е.
сразу после праздника просветителя Русской земли святого
равноапостольного великого князя Владимира. И тогда праздник
равноапостола становился как бы предпразднеством к празднику Всех
Святых, просиявших на земле, в которую он посеял спасительные семена
веры православной. Святитель полагал, что поскольку праздник Всех
Русских Святых является праздником всей Святой Руси, то после
прославления угодников Божиих нельзя не вспомнить и многоименный сонм
хотя и не прославленных к церковному чествованию, но великих подвижников
благочестия и праведников, а также строителей Святой Руси, включая
деятелей церковных и государственных. Для поминовения этих достойных
сынов России предлагалось назначить третий день праздника, т.е. 17(30)
июля. Именно в этот день в древности совершалось празднование Всем
Святым Русским.
Первоначально летнее празднование Всем Святым
Русским и поминание усопших подвижников благочестия предполагалось
только для храмов Всех Святых Русских, но постепенно стала утверждаться
мысль, что восстановленный Священным Собором 1918 г. весенний праздник
Всех Русских Святых, как имеющий особое, исключительное значение, должен
стать как бы храмовым для всех православных церквей на Руси.
Соответственно и второй июльский праздник должен стать также
всероссийским, торжественно справляемым в течение трех дней. Для такого
нарочитого исключительного всероссийского праздника и служба должна быть
исключительная, выдающаяся по своим особенностям и торжественности. Это
и имелось в виду при новом пересмотре и дополнении службы.
Все, кто ознакомился с предложениями Владыки
Афанасия, приходили в восторг, сами что-то советовали и впоследствии
содействовали распространению и популяризации службы. Среди первых
ревнителей был митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), ныне тоже
причисленный к лику святых, секретарь Святейшего Патриарха Тихона
архимандрит Неофит (Осипов) и другие.
Так постепенно, начиная с 1922 г. и до
последних дней, Епископ дополнял и исправлял первоначальную службу. Как
писал Владыка в конце 50-х годов о службе: «И в настоящее время она еще
весьма далека от того, какой желательно ее иметь. Это только один из
опытов. Она ждет настоящего вдохновенного песнотворца и песнотворцев,
которые с Божией помощью исправили бы несовершенное и создали бы новое.
В частности весьма желательно составление заново особых канонов:1) для
молебна на тему: чудом Божиим и подвигами святых строилась Святая Русь;
2) Богородице для утрени на тему: Покров Богоматери над Русской землей и
3) особого канона для панихиды по подвижникам благочестия, совершаемый в
самый праздник после вечерни, накануне поминовения их. Остается
неисполненным пожелание о составлении особого ”Слова похвального на
память Всех Святых, в земле Русской просиявших”, в котором словами
русских летописей, житий святых и других древних русских памятников было
бы кратко сказано в похвалу каждого из прославленных угодников Божиих”.*
<4, с.100-101>.
Владыка, конечно, знал, что Петушки его
последний земной приют и потому снова написал автобиографию, но в
отличие от первого варианта более подробную. Скупые, но очень емкие
строки о многом говорят. За ними вся исповедническая жизнь Святителя,
которая никак не вмещается в обычные человеческие рамки. “Этапы и даты
моей жизни” заканчиваются такими словами:”27 июня *< по старому стилю>
1954 года исполнилось 33 года архиерейства. За это время:
- на епархиальном служении 2 года 9 месяцев 2
дня
- на свободе, но не у дел 2 года 8 месяцев 2
дня
- в изгнании 6 лет 7 месяцев 24 дня
- в узах и “горьких работах 21 год 11 месяцев и
12 дней
то же самое, что и я” * <1, Оп.IV, д.V5,
с.4>.
Кроме молитвы, другой святой обязанностью
Владыка считал свою работу за письменным столом. Он смог исправить и
закончить свой труд “О поминовении усопших по уставу Православной
церкви”; собирал, переписывал и исправлял службы русским святым,
особенно те, что не вошли не только в основную, но и в дополнительную
Минею. Намеревался составить новую Общую Минею, находя, что помещенные в
ней существующие службы зачастую непригодны для отправления богослужения
ряду святых, в особенности русских. Начал Владыка составление Русской
Минеи - на сентябрь и октябрь. Исправлял текст богослужебных книг -
Октоиха, Триодей, Миней - в сторону их большей доступности современному
человеку. Очень сожалел о том, что пропала его работа “О поклонах”,
которую он писал в Горушке перед своим арестом. Восстановить эту работу
уже не хватало сил.
Перечень только главных литургических трудов
Святителя Афанасия говорит о его гигантском вкладе на этом поприще.
Кроме вышеупомянутых работ “Служба Всем Святым, в земле Русской
просиявшим” - жемчужине труда на всем жизненном пути Владыки и “О
поминовении усопших по уставу Православной Церкви”, глубоко ревнующей о
Духе Православия, можно назвать:
- “Синодик храма Всех Святых, в земле
Российской просиявших. О упокоении”. В нем около трех тысяч имен (!!!)
подвижников благочестия, церковных и государственных деятелей России с
XI по XX век, расписанных по дням памяти, особым поминальным дням, по
хронологии и включенных в последование великой панихиды;
- “Величания и псалмы, избранные на праздники
Господския, Богородичныя и святых, поемые идеже их храм, или идеже будет
празднование им с полиелеем”. Эта работа свидетельство глубочайшего
знания Святителем Псалтири и умения ясно, кратко, емко выразить суть
подвига каждого святого или значения святыни. В ней 268 величаний и 133
избранных псалма;
- “Последования молебных пений на праздники и
на различные потребы” - полный свод молебных пений, отредактированный и
существенно дополненный (24 полных молебных пения, и к 35 даны уставные
заметки;
Владыке также принадлежит служба “Празднование
Пресвятой Богородицы святыя ради иконы Ея, именуемые Максимовская”, а
также “Молитвословия за трапезой”, содержащие молитвы за уставными и
неуставными трапезами, поминальной трапезой, молитвы на благословение
скоромных снедей после многодневных постов.
Святитель Афанасий не только собирал и
редактировал тексты служб русским святым, что послужило основой для
издания Московской Патриархией Богослужебных Миней в 1970-1980 годах, но
также работал над созданием Русского Типикона, над порядком соединения
служб Русским Святым, совершаемым в один день, над обработкой
церковно-славянского текста Богослужебных книг.
Работал Владыка и над сборником “Святая Русь”,
который являл собой месяцеслов с тропарями и кондаками. В этот сборник в
дополнение к имевшимся на то время в минеях молитвословиях вошли также
тропари и кондаки без малого на 300 церковных памятей. Это песнопения
русским, сербским, болгарским, румынским, грузинским, греческим и
афонским святым, а также песнопения в честь икон Божией Матери.
Святитель лично составил песнопения на 13 памятей.
Искренняя любовь к Православию Святителя
сквозит в любопытном сравнении с латинством. В письме к Петру
Николаевичу Савицкому от 30 марта 1956 года Владыка пишет: “У нас на
Руси старались, если так можно выразиться, мирское “оцерковить”,
церковное внести в дом. Отсюда украшение горниц святыми иконами,
возжженные лампады и свечи, кресты и иконы при входе в дом, степенная
длинная одежда не только для жен, но и мужей - степенность во всем,
земные поклоны пред старшими. В латинстве, наоборот, в церковь вносится
мирское: иконы - с натурщиков и натурщиц, кружевца, ленточки,
пелериночка. (Ваша Украина раньше нашего Севера переняла от западных
христиан обычай украшать передние углы шитыми рушниками с кружевами, в
Московской Руси передние углы в домах украшались “пеленами”, такими же,
как украшались святыни и в храмах. Какая разница!... Рушником, что был
около икон, можно и лицо и руки вытереть, и в корыте вместе с бельем
выстирать, и опять к иконам повесить. А нашу московскую предыконную
пелену так нельзя употребить.)
И во внешнем поведении у православных всегда
степенность, чинность. Православные или повергаются ниц пред Господом,
или откровенным лицем, яко сыны, предстоят Господу. Стояние на коленях -
это западный обычай, проникший к нам вместе с другим угаром через
прорубленное Петром окошко. У православных степенность, выдержанность. У
западных нервозность, сантиментальность (так в тексте – прим. авт.),
даже, мне кажется, жеманность: ползание на коленях, биение в грудь,
складывание при персях рук ладонями вместе.
Такое различие настроения отразилось и в
архитектуре. Полумрак наших тесных древних храмов - успокаивающий,
умиротворяющий полумрак. Полумрак готических храмов - нервный,
подавляющий. Красивы изящные каменные кружева готических сооружений, эти
кружева прелестны, да, именно прелестны, от корня лесть (обман). Они
обольстительны, обманчивы, как много обольстительно-обманчивого в
латинском христианстве, где церковное можно приправить, и погуще
приправить мирским, опасаясь, что чисто церковное не по вкусу придется
многим...” * <1, Оп.V(1), д.IV,
т.II, ч. V, с.204>.
Люди тянулись к Владыке, близкие отмечали
случаи его прозорливости, ограждения от бед, напастей, помощи в скорбях,
печалях, случаи исцелений и помощи. Вот свидетельствует Анна Ивановна
Золотова: «Мы у Владыки никогда ничего не просили, никогда ничего не
спрашивали, только внимательно слушали, сердцем принимали его доброту и
ласку. Он сам видел, что нам нужно и оберегал. В конце 50-х опять стали
притеснять верующих, пошли гонения, на работе даже выявляли тех, кто
носил нательные крестики. Говорит мне Владыка однажды: «Цепочку с
крестиком сними и повесь на бретельку”. Все как-то было странно, но я
послушалась, сделала, как велел. На следующий день на работе подходит ко
мне сзади парторг и неожиданно проводит рукой по шее. Я ему грозно: «Вы
что?” А он смущенно: «Да я хотел узнать, боитесь ли вы щекотки”.
Конечно, он проверял ношу ли я цепочку, а значит и крестик, ведь знал,
что верующая. Искал предмет для неприятного разговора. После этого я
снова надела цепочку с крестиком и рассказала все Владыке. Он только
улыбнулся и ничего не сказал”.
Валентина Ивановна Золотова вспоминает: «Когда
мы жили с Владыкой под одной крышей, он часто заходил к нам. С особым
удовольствием разговаривал с нашей двоюродной сестричкой, совсем еще
ребенком, приглашал ее на чай. Там у него они вели долгие беседы.
Наверное, Старец с такой нежностью относился к ребенку еще и потому, что
знал - дни ее сочтены. Да и от нас не скрывал, что не жилец Танюшка.
Вскоре сестричка умерла. Через некоторое время мы увидели, что крест ее
покосился, и решили поправить. Между собой поговорили и все. К Владыке
не обращались. Не побежишь ведь к нему со всякой мелочью. А Владыка нам
вскорости и говорит: «Не надумали ли крестик Танюшке заменить?” “Да,
Владыка”. “Не надо. Ребенок был блаженным, пусть и крестик будет
блаженным”.
Как писал Владыка в заключение своей прекрасной
работы “Поминовение усопших по уставу Православной Церкви”: “Важнейшее
из земных дел - молитва. Она по преимуществу должна совершаться в точном
соответствии с указаниями Церкви, отсюда то, что древние люди, не только
священнослужители, но и миряне, старались узнавать все, что касается
молитвы, старались вникать в Устав Церковный, и поэтому знали, а многие
и хорошо знали, Устав и подробности служб и последований, дорожили ими,
любили их, берегли их, тщательно следили за их точным исполнением.
С печальных времен Петра I, когда через
прорубленное в Европу окно понесло в Русскую землю заморским угаром,
когда многие люди, вкусившие в Европе от древа познания, стали больше
смотреть на землю, чем на небо, на земле искать цели и смысла жизни,
тогда и дело молитвы, богослужения перестало считаться делом
первостепенной важности. Теперь перестали интересоваться не только
мелкими подробностями богослужения, но и вообще богослужением, Типикон
продолжали печатать, но богослужение по нему онемеченным русским людям
стало казаться непроизводительной тратой времени, - ведь так много и
“необходимых” и “полезных” дел надо переделать. Стали сокращать
богослужение, но так как сам Устав не дает указаний, как можно сокращать
его до такой степени, до какой было желательно, начались сокращения кому
как вздумается. Богослужение становилось шаблонным . бесцветным,
однообразным...
Что сталось с богослужением вообще, то, в
частности, приходится установить и относительно заупокойных
последований...
Больно говорить, как варварски сокращается
умилительнейшее богослужение, как совсем видоизменяются назидательнейшие
подробности и даже целые последования. А вместо того вводится так
называемое выразительное чтение, плаксивая интонация, неположенные
коленопреклонения, чтения вслух предназначенного для тайного чтения,
многократное перечитывание одних и тех же имен, похвальная речь и
надгробные слова взамен боговдохновенных псалмов и священных
молитвословий, - как будто усопшим нужны похвалы?
С таким положением вещей нельзя мириться, его
совсем нельзя терпеть, не поступаясь должным уважением и благоговением к
Уставам и законоположениям Святой Церкви. Вопрос о поминовении усопших,
как и вопрос о богослужении, надо так или иначе направлять в законное
русло. И кажется ныне время особливо благоприятное для этого.
Наше время - время Божия попущения, время
грозного Божия суда Православной Русской Церковью. Вместе с тем - это
время очищения Церкви. Взмах за взмахом лопата Небесного Веятеля
отделяет от пшеницы Христовой все случайное, постороннее, наносное...
Совершается очищение Церкви внешнее, отделение
от Нее чуждого Ей по духу. Вместе с тем должно быть внутреннее очищение
от всего постороннего Ей...
Теперь, когда остается малое, но предполагается
верное стадо людей, горячо желающих жить по руководству святой Церкви,
вся внутренняя жизнь церковная должна быть возвращена к церковным
нормам, к церковному укладу...
Самое же главное в деле упорядочения
богослужения вообще, заупокойного в частности, - это воспитать пастыря и
пасомых в духе церковности, в любви к Святой Церкви...
...Любовь к Церкви побудит внимательнее вникать
во все подробности Устава, что даст возможность открыть смысл много
такого, что раньше казалось непонятным. А это, в свою очередь, побудит
еще сильнее полюбить Церковный Устав и богослужение, еще бережнее к нему
относиться и еще тщательнее его хранить и исполнять”. < 8, с.229-224>.
Долгие беседы Владыка вел с другом студенческих
лет архиепископом Симоном, бывшим Винницким, когда тот бывал у него в
гостях. Оба глубоко скорбели о судьбах Церкви, но на будущее ее, а
значит и России, смотрели по-разному. Владыка Симон считал, что на наше
время выпала суровая година бесчестия Церкви, упадка нравов и
внутреннего ожесточения против всего святого, но что это всего лишь
исторический этап, который, в конце концов, пройдет, и Истина снова
восторжествует. Ведь было же иконоборчество. Оно прошло. У Владыки
Афанасия оптимизма было намного меньше. Он считал, что история
завершается, и может так случиться, что Россия, как и древний Израиль,
навсегда потеряет благословение Божие и окончательно лишится Его
милости. Он говорил: «Сказано, что врата адовы не одолеют Церкви, но
нигде не сказано, что в России ...сохранится Церковь, и Россия может
окончательно потерять ее...” * <2, с.78>. Вот почему Владыка, уповая на
помощь и заступничество, так усердно молился русским святым и
Покровительнице России - Матери Божией. Вот почему в Службе Всем Святым
в земле Русской просиявшим столько великолепных по форме и сердечных по
глубине молитвенных обращений:
“К Заступнице страны нашей,
Приснодеве Богородице, притецем, и к первописанной иконе Ея ныне
припадем, с верою зовуще из глубины души: о Мати Божия, спаси землю
Русскую, исцели сокрушение ея и верных людей утеши". *
<11, с.66>.
“Яко благодатное сокровище даровала
Святой Руси икону Твою Владимирскую, еюже отцам нашим многочастне и
многообразне благодеяла еси. Не оскудей и ныне, Мати Божия, утоляющи
лютое на нас возстание, и землю Русскую спаси”. * <11,
с.136>.
“Молитвами вашими, блаженнии,
утешение нам, в скорби сущим, испросите, и страну нашу падшую возставите
и людей расточенных соберите, в скорби, яко Иона, вопиющих: от бед
наших, Боже, избави нас”. * <11, с. 72>.
“О, паче слова и превыше похвал новых
страстотерпцев подвига! Злобу убо лютых отступников и наглое иудейское
неистовство претерпеша, веру Христову противу учений мира сего, яко щит,
держаще и нам образ терпения и злострадания достойно являюще”. *
<11, с.141>.
“О, велиции сродницы наши,
именованнии и безымяннии, явленнии и неявленнии, Небесного Сиона
достигшии славу многу от Бога приемшии, утешение нам, в скорби сущим,
испросите, страну нашу падшую возстановите и людей расточенных соберите,
от нас, яко дар, песнь благодарения приемлюще”. *
<11, с. 141>.
Воистину после смерти Владыка не оставлял и не
оставляет своих чад. Имеются многие свидетельства этому, они широко
известны. Я приведу только два случая, которые произошли на моих глазах.
Лидия Ивановна Золотова с детства маялась с зубами. Болели они часто, а
обращение к врачам было мукой. Анастезию организм не принимал, и лечение
становилось пыткой. Зимой 1996 г. был особенно сильный приступ. Я видел,
как она вся замотанная шарфами сидела на стуле и качалась, не могла
слова сказать, только мычала от боли. В отчаянии взмолилась о помощи к
Владыке. Была у нее щепотка землицы с его могилы. Взяла ее в свое время
по наитию в один из приездов во Владимир. Так вот, развела эту щепотку
во святой водице, прополоскала смесью зубы и выпила. Боль тут же
прекратилась. Зубы не беспокоят до сих пор.
В начале 1997 г. у Валентины Ивановны Золотовой
под правым глазом образовался небольшой нарост, который потихоньку начал
увеличиваться. Лекарства не помогали. За несколько дней до праздника
Рождества Богородицы нарост распух, появилась краснота. Даже умываться
было больно. В сам праздник ее сестра Анна находилась во Владимире и,
естественно, побывала на могиле Владыки. Там она сорвала зеленый
листочек и положила на сам холмик. Усердно помолилась: «Владыка, Ты ведь
нас всех знаешь. Помоги Валентине. Так нужна твоя помощь”. К вечеру она
приехала в Петушки. Сестра сразу же приложила листочек к наросту и
попросила Святителя исцелить ее. Немного подержала, хотя было очень
больно. Постепенно боль стала уходить. Через час она повторила то же
самое. Боль уменьшилась. На ночь приложила листочек еще раз. Утром
встала, посмотрела в зеркало и глазам не поверила. Воспаление прошло, а
сам нарост полностью исчез. Осталось только небольшое красное пятнышко.
К этому месту опять приложила листочек, и пятно как испарилось.
Понадобилось меньше суток на полное исцеление.
Сестры Золотовы вспоминают случай с их матерью.
“Еще когда мы жили с Владыкой в одном доме, мама сильно заболела,
лежала, не вставала. А надо сказать, Святитель очень хорошо относился к
нашей маме, был всегда заботлив и внимателен. Видел, конечно, ее
простоту, доброту и отзывчивость. Келейница Александра Ивановна
заглядывает к нам, кивает, зовет вас Владыка. Ну, мы, конечно, пришли.
“Что, Прасковья Дмитриевна болеет?” Да, Владыка”. “Шура, давай нож”, а
сам тянется к цветку на тарелке. В тот день у него был день Ангела, и,
видимо, кто-то привез ему в подарок из Москвы ананас. Мы этот фрукт не
то, что не пробовали, не видывали. Отрезал он приличный кусок:
«Угощайтесь”. Мы конечно, сразу к маме. Она съела кусочек, и прямо на
наших глазах ей стало легче. Так и сказала: «Вы мне здоровье принесли”.
Не оставлял он ее и после успения своего. Похоронили Святителя 31
октября, а на следующий день маму положили в больницу во Владимире. А
она рядом с кладбище. Мама все сорок дней ходила на могилку к Владыке,
молилась. В больнице тогда было очень холодно, топили плохо. К тому же
безнадежным больным даже одеял не давали, только простыни. Соседка по
палате жалуется: «Паша, озябла я вся. А тебе разве не холодно?” “Да,
нет”. И вот однажды проснулась она, а соседка ей и говорит: «Понятно мне
теперь, почему тебе не холодно. Уснула ты давеча, а я вижу, стоит около
кровати старичок седенький и укрывает тебя теплым одеялом”. Помогал он
ей и дальше. Болезнь тяжелая, другие кричат от боли, уколы требуют. А
мама год прожила после этого, ни одного укола и даже не ойкнула”.
Великие события совершились в эти два дня.
Россия возродила главный свой Храм, некоторым образом принесла покаяние
за предание Божиих помазанников в руки дьявольских палачей и оценила
подвиг своих мучеников и исповедников. Она теперь может просить у Бога
помощи на пути возрождения. И в этом огромную. помощь окажут русские
святые, Службу которым так любовно составил наш Святитель Афанасий.
Обретение мощей Святителя было назначено на 14
октября в праздник Покрова, после обедни. И в этом опять было чудо.
Еще несколько лет назад мне стало известно об
одном событии, однако ни один человек, знавший о нем, в том числе и я,
не мог предположить его истинного значения. В Аннино проживает
двоюродная племянница Епископа Афанасия Надежда Павловна Антипенко. Ее
бабушка по отцу Ольга Андреевна приходилась родной сестрой Матроне
Андреевне. Надежда Павловна поддерживала тесную связь с Владыкой. Ведь
от Аннино до Петушков всего несколько километров. Конечно, она была и на
похоронах. И вот, несколько лет назад, когда Надежда Павловна уже вошла
в преклонные годы, к ней во сне явился Святитель и сказал: «Приходи ко
мне в субботу в 12 часов. Буду ждать”. Близким она сон истолковала
просто, мол, скоро умрет. Однако смерть не приходила. Старушка
продолжала жить, хоть и тяжко. Практически она одинока. Сын ее
о.Владимир, священник Леоновской церкви, в 1974 г. трагически погиб, в
чем были напрямую повинны некоторые петушинские начальники, так сказать,
местная элита. Все это время посильную поддержку и внимание Надежде
Павловне оказывали сестры Золотовы. С их помощью она каждый год в день
тезоименитства вместе с прихожанами Свято-Успенского храма ездила во
Владимир на могилу Владыки. И на обретение мощей пригласили они. Сама
поездка тоже была чудом, поскольку все время оставалась на грани срыва.
И вот, 14 октября Божией милостью Надежда Павловна оказалась всего в
нескольких шагах от вскрытой могилы и могла воочию увидеть останки
родного и дорогого всем нам человека. Вот тут она и вспомнила сон,
поскольку 14 октября 2000 г. приходилось на субботу, и работы по
поднятию мощей начались в 12 часов.
А Святитель Афанасий продолжал расточать свое
расположение ко всем, ищущих у него защиты. Теперь он всегда с нами. 25
октября на всенощной под Иверскую в Свято-Успенском храме Петушков стоял
привезенный из Владимира необыкновенной красоты ларец. В нем находились
части мощей Епископа. Прихожане уже знали - они предназначены для храма
во имя Святителя Афанасия, торжественная закладка которого
предполагалась на следующий день. Всенощная тоже имела отношение к
Владыке. Именно в этот день 88 лет назад его постригли в монахи с именем
Афанасий.
После Божественной литургии и молебна, которые
провел правящий архиерей владыка Евлогий, мощи крестным ходом понесли к
месту закладки храма. Это стало исключительным событием. День 26 октября
вошел в историю Петушков. Никогда еще не было подобного шествия по
улицам города. Впереди святой крест, иконы, хоругви, множество иереев.
Священники по очереди по двое бережно несли святыню. За ларцем
Высокопреосвященный Евлогий, епископ Владимирский и Суздальский, далее
хор монахинь Введенского монастыря и прихожане храма. Погода тоже была с
нами. Накануне обещали дождь, небо хмурилось, но не разверзалось. И хотя
временами налетали порывы ветра, было ощущение, что мы идем по какому-то
особому коридору, тихому и светлому.
Торжественная процессия проследовала к
железнодорожному вокзалу. Здесь до революции стоял деревянный храм.
Участь его была обычна. Разорен, разрушен. И святое место долго стояло в
“мерзости запустения”. Однако нашелся благодетель. С виду он обычный
предприниматель, но на самом деле удивительный человек. Все свои
свободные средства он тратит не на яхты, машины и модные курорты, не
кутит в ресторанах, не играет в казино. Он восстанавливает из руин
православные храмы. Уже несколько церквей центральных областей сверкают
в своей первозданной красоте и служители обеспечены всем необходимым. К
сожалению, я не могу назвать его имя, он попросил не публиковать.
Благодетель родом из Петушков, но работает в Москве. Его ныне
здравствующие отец и бабушка лично знали Владыку. Попечитель мечтал
поставить в Петушках новый храм и место загодя выбрал. Когда появилась
реальная возможность постройки он, обратился за благословением к
правящему архиерею. Это случилось 10 февраля 2000 года.
Высокопреосвященный Евлогий, архиепископ Владимирский и Суздальский
одобрил благое намерение. И хотя прославление Владыки только готовилось,
неожиданно для присутствующих он предложил храм поставить во имя
святителя Афанасия и к радости всех тут же благословил постройку. По
милости Божией, мне посчастливилось присутствовать при этом великом
событии.
Идея строительства храма нашла поддержку у
городских властей, а также у железнодорожников, которым принадлежит
участок, поэтому документы были оформлены сравнительно быстро. Началась
расчистка площадки. К осени уже были проведены подготовительные работы
по фундаменту, стояла часовня, строился дом для священника. Вот сюда и
проследовал крестный ход.
На площадке владыка Евлогий совершил положенную
службу и освятил закладной камень. Его замуровали в фундамент алтаря.
Там, где должен стоять престол, воздвигли крест. С тех пор он освящал
строительство.
Высокопреосвященный Евлогий освятил и часовню
во имя Иверской иконы Божией Матери. Здесь до постройки храма должен
храниться ларец с частью мощей Святителя. Теперь сюда могли приходить
верующие со своими скорбями и просить заступничества Владыки.
День 26 октября 2000 года стал особым не только
для Петушков, для всей православной России. Заложен первый и пока
единственный храм во имя Святителя Афанасия, Епископа Ковровского -
печальника земли Русской.
Прошло менее двух лет, и вот на Рождество
Христово, 7 января 2002 года, в новом храме состоялась первая служба.
Нужно было видеть, как прихожане радовались этому долгожданному событию.
Накануне из часовни перенесли иконы, утварь, поставили давно купленные
подсвечники и бережно водрузили на уготованное место ковчежек с мощами
Святителя Афанасия.
Отопления еще нет, через щели оконных коробок и
дверей гуляет ветер, две «пушки» гонят теплый воздух, но не могут
нагреть помещение. Однако это не смущает прихожан. После службы
настоятель о. Афанасий заметил, что храм обогревался сердцами людей.
После тесной часовни деревянная церковь казалась просторным собором. В
ней легко дышать, думать и молиться.
Храм во имя Святителя Афанасия, епископа
Ковровского, уникален еще тем, что с ним под одной крышей размещаются
классы приходской школы. Пусть здесь пока будут учиться немногие
счастливчики, но в скором времени и они начнут сеять семена веры
Христовой и верности Православию.
Всего через месяц, 10 февраля, в день
празднования собора новомучеников и исповедников Российских произошло
еще одно знаменательное событие – на купол поднят крест. Теперь он сияет
над храмом, осеняет округу, зовет и притягивает к себе людей.
Ровно через два года после закладки, на
Иверскую 26 октября 2002 года Патриарший экзарх всея Белоруссии,
митрополит Минский и Слуцкий Филарет и архиепископ Владимирский и
Суздальский Евлогий в сослужении многих иереев совершили великое
освящение храма, поставив еще один знак на пути почитания Святителя
Афанасия. В этот день поэт Дмитрий Кантов так отметил это событие.
Святой, чье имя носит храм,
Который нынче освятили,
Полжизни, как известно нам,
Провел на пересылках или,
Везомый из тюрьмы в тюрьму,
В вагонах грязных, - а итоге
И храм, что посвящен ему,
Стоит опять же у дороги,
Простую открывая суть:
Каким бы тягостным и тесным
Земной нам ни казался путь,
Он к благам нас ведет небесным.
Теперь последний вопрос, который требует
рассмотрения. Почему последние годы Владыки пришлись на Петушки? На этот
вопрос со всей точностью ответить мы не сможем, все ведь на путях
Господних, однако некоторые предположения все-таки сделаем. Сейчас с
высоты прошедших лет проступают определенные контуры удивительного
творения, собранного из точек высочайшей духовной концентрации, как бы
катализаторов будущего духовного возрождения России, похожих на небесные
системы со своими солнцами и планетами. Возьмите Вырицу. Яркое светило -
старец иеросхимонах Серафим, теперь тоже святой, и вокруг него целый
патерик. Так и Петушки. Здесь находились исповедники веры Христовой -
Епископ Афанасий, архимандрит Исидор, игумен Платон * <Петр Степанович
Климов, 1977-1966. Один из последних монахов Зосимовой пустыни. С 1935
по 1938 год находился в ссылке. Последние годы его жизни пришлись на
Петушки Владимирской области. Имеются свидетельства чудотворений игумена
и его прозорливости.>, монахини. Все они светили и вовлекали в свою
орбиту все новых и новых людей. Даже когда они ушли из земной жизни, все
равно излучали свет. Эти светила некой системы рассыпаны по России и
образуют как бы каркас, опору новой Державы, которая, как некогда
блудный сын, вернется к Отцу и возрыдает у Него на груди по своим
грехам, и получит прощение, и вновь облекут ее в первые, блистающие
одежды, которые будут подобать торжеству этой встречи.
Господь послал Владыке после тридцатилетнего
шторма Петушки, эту тихую гавань, чтобы ее могли посещать люди и
прикасаться к святости. Ведь она располагалась не так далеко от Москвы,
как и Вырица от Питера, и была досягаема в пределах одного воскресного
дня.
Господь избрал Петушки, вероятно, еще и потому,
чтобы Владыка остался для нас не только Всероссийским, но и, как заметил
перед смертью иеромонах Иеракс, Владимирским.
Здесь Господь дал возможность Владыке завершить
свою любимую работу, подвести итоги исповеднической жизни и оставить нам
драгоценное наследство богословских трудов, хотя самым главным для нас
является пример величия несгибаемого Духа.
В Службе Всем Святым в земле Русской просиявшим
есть такие поэтические строки: «Нощной тьме огустевающей,
умножается звездный блеск, и к тому очи заблуждших радостно возводятся.
Тако и умножившейся на земле греховной тьме, возведем очи наши горе,
братие, и сияние духовных звезд, землю нашу озаряющих, узревше, к
Небесному отечеству потщимся, егоже да не лишит Господь нас, грешных,
молитвами святых Своих”. Среди притягивающей с себе
бриллиантовой россыпи небесных светил блистает и яркая духовная звезда
Епископа Афанасия. Она указывает нам Великий Путь к Небесному Отечеству.
Владыка Афанасий оставил нам в наследство не
только высочайший пример крепости Духа в стоянии за веру православную.
Он подсказал нам путь единения всех русских православных людей в
обращении к Богу о заступлении за измученное отечество наше через
молитву русским святым. Нам надо особенно помнить его призыв:
«Русь Святая! Храни веру православную! В ней же тебе утверждение!”,
делами подтверждать его, чтобы с чистым сердцем обращаться к Всевышнему
и получать воздаяние. Да хранит всех нас Господь в благих делах и
воздаст нам по правде нашей.
Святый Владыка! Мы помним Тебя, держим в своем
сердце, как и всех русских святых, за прославление которых Ты так сильно
радел. Святителю отче Афанасие, моли Бога о нас! Слава Отцу и Сыну и
Святому Духу, ныне и присно и во веки веков! Аминь.
Господи Святый, в Вышних живый, и всевидящим
Твоим оком презираяй на всю тварь, Тебе приклоняем выю души и телесе, и
Тебе молимся, Святый святых: простри руку Твою невидимую от святаго
жилища Твоего, и благослови вся ны, и прости нам всякое согрешение,
вольное же и невольное, словом или делом. Даруй нам, Господи, умиление,
даруй слезы духовныя от души, во очищение многих наших грехов, даруй
велию Твою милость на мир Твой и на ны недостойныя рабы Твоя. Яко
благословенно и препрославлено есть имя Твое, Отца и Сына и Святаго
Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. |
|