ХРАМ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ АФАНАСИЯ, 
ЕПИСКОПА КОВРОВСКОГО (РПЦ  МП)

Русь Святая, храни веру Православную, в ней же тебе утверждение!
О ХРАМЕ

НОВОСТИ

ФОТОГРАФИИ

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ

РАСПИСАНИЕ СЛУЖБ

НАША ГИМНАЗИЯ

ЧТЕНИЕ

Православный календарь

ФОРУМ

ГОСТЕВАЯ КНИГА

ПОЖЕРТВОВАНИЯ

КОНТАКТЫ

В Е Л И Ч А Н И Я    И    П С А Л М Ы

И З Б Р А Н Н Ы Е

НА ПРАЗДНИКИ ГОСПОДСКИЕ, БОГОРОДИЧНЫЕ И СВЯТЫХ

поемые идеже их храм, или идеже празднование им

с полиелеем

Избранные псалмы - это особый вид церковной поэзии, когда текстами древнейших авторов характеризуются события и лица ближайших к нам времен, когда словами ветхозаветных библейских гимнов воспеваются новозаветные праздники, прославляются христианские подвижники, возносится хвала Господу за проявление милостей Его к Православной Церкви и к православным людям в новейшие времена. В богослужебном исполнении пение на праздничной утрени избранного псалма должно переплетаться с пением многократно повторяемого после каждого псаломского стиха, так называемого “величания” - краткого хвалебного песнопения в честь воспоминаемого события или прославляемого угодника Божия.

Величания и избранные псалмы обычно печатаются в конце Псалтири в Ирмологионе. В Минее месячной (за исключением некоторых новейших служб) оних нет упоминания. Их не знает наш Типикон, по которому отличие полиелейных праздников заключается только в пении полиелейных псалмов 134 и 135 со следующей непосредственно за ними ектенией и всем, что далее предшествует чтению Евангелия. Такое умолчание о величаниях и избранных псалмах объясняется тем, что они появились значительно позднее того, как в основном сложился наш Церковный Устав. Как нечто новое, необычное и особливо торжественное, первоначально величания предназначались лишь для великих праздников, для которых и было составлено семнадцать величаний и избранных псалмов (на праздники Господские /9/, Богородичные /4/, Архангелов, два Предтечевых и Первоверховных Апостолов). На случай храмовых праздников, приравниваемых Церковным Уставом к великим, составлены общие величания и псалмы святителям, мученикам и преподобным и величание Апостолам. В качестве общего псалма каждому из Апостолов указан псалом на 29-е июня.

Новый вид праздничных похвал так пришелся по душе православным,что с течением времени величание стало необходимой частью не только великих праздников, но и всех средних. В настоящее время ни один полиелейный праздник не может быть представлен без величания. Но при обилии полиелейных праздников, данных в псалтири величаний и избранных псалмов совершенно не достаточно. В отношении величания еще можно как-либо выходить из затруднения, употребляя в праздники Богородичные составленное позднее основных общее величание Богородице: “Достойно есть величати Тя..., а в праздники святых величание святительское, котороев известном смысле может быть применяемо к каждому святому 1 В отношении же избранных псалмов для праздников, например: пророков, князей, юродивых, праведных, святых жен - мы оказываемся почти пред непреодолимыми трудностями. Ни один из даваемых в псалтири общих псалмов к этим ликам не может быть применен. В старопечатных псалтирях, в псалме на 29-е августа пред последними стихами, взятыми из песни пророка Захария, делается замечание: “До зде праведным”, чем дается указание на то, что этот псалом, за исключением Евангельских стихов, может быть употребляем в праздники святых, на которые ни один их 4-х общих псалмов не может быть признан подходящим. К сожалению, в наших псалтирях и этого замечания нет. То обстоятельство, что во многие полиелейные праздники нельзя воспользоваться ни одним из существующих избранных псалмов, было, можно полагать, одной из причин наблюдаемого в настоящее время почти полного игнорирования их и даже в те праздники, на которые имеются особые, нарочитые псалмы. За исключением 1-2 стихов их почти нигде не поют. Между тем избранные псалмы, как составленные из стихов библейских гимнов и боговдохновенными словами Священного Писания характеризующие праздник заслуживают особливого внимания и самого тщательного и полного исполнения. В сущности псалмы важнее величаний, являющихся припевами к стихам псалмов.

Недостаточность наличных величаний и псалмов сознавались с давних пор, и с давних же пор предпринимались опыты восполнения этой недостаточности. Так было составлено общее величание Богородице. В некоторых старо-печатных Западно-Русских псалтирях давались величания на праздники: Покрова Пресвятыя Богородицы и пророка Илии. В качестве псалма на праздник Покрова помещались избранные стихи 90-го псалма. В XVIII столетии были составлены величания и псалмы на Полтавскую Баталию (27-го июня) и на Ништадский мир (30-го августа). В первой половине прошлого столетия преосвященный Иннокентий Херсонский, будучи еще Вологодским, для установленного им праздника всех Вологодских святых, составил особое величание2. В новейшее время составлены особые величания на праздники в честь некоторых икон Богоматери (Иверской, Боголюбской) и некоторых святых (Равноапостолов Кирилла и Мефодия, кн. Владимира). Одни из этих величаний внесены в изданную в начале нынешнего столетия Дополнительную минею, другие остаются в отдельно изданных службах. Но эти немногие исключения не могут изменить общего положения. А между тем, Псалтирь дает обильный материал для составления нарочитых избранных псалмов на многие праздники3. Многочисленные же знамения Милости Божией к Православной Церкви и к нашему Отечеству, многообразные подвиги святых и проявления их загробного попечения о живущих на земле могут и должны быть отмечены в богослужении, в частности, новыми нарочитыми величаниями. Это и послужило побуждением к составлению , в дополнение к существующим, предлагаемых ниже величаний и псалмов. Первоначально предполагалось составить избранные псалмы лишь на некоторые немногие праздники. Но постепенно выдвигались все новые памяти, на которые, казалось, можно и должно составить и особые величания и особые псалмы, или, по крайней мере, в одном из составленных уже псалмов некоторые стихи заменить другими, более характерными для данной памяти. Так составился настоящий сборник, в котором, кроме величаний, взятых из печатных книг, иногда несколько измененных, дано свыше ста вновь составленных величаний, тридцать общих и сто особых избранных псалмов. Как первый опыт, как труд единоличный, совершенный при полном отсутствии необходимых материалов и пособий - он нуждается в дополнительной переработке, изменениях и исправлениях.

Наличие в предлагаемом сборнике величаний на такие памяти, которые в Уставе никогда не отмечались полиелейным знаком, отнюдь не значит, что предполагается внести изменения в Церковный Устав и для всех храмов умножить число полиелейных праздников. Новые величания и псалмы предназначаются лишь для тех случаев, когда по тому или иному поводу в каком-нибудь храме будет совершена служба по храмовой главе или с полиелеем. Но и помимо этого величания в соответствующие праздники можно пропеть в конце молебна или по отпусте богослужения, а избранные псалмы могут быть употребляемы в качестве причастных стихов или прочитываемы на молебнах вместо положенного по уставу псалма 142. Они могут послужить и в качестве пособия для проповедников.

Избранные псалмы в наших богослужебных книгах имеют различное количество стихов, от 13-ти (на Преображение Господне) до 32-х (на Рождество Христово). В старопечатных Псалтирях в избранных псалиах стихов еще больше. Из вновь составленных псалмов только два - на два праздника Всех Русских Святых имеют по 24 стиха, а все прочие равномерно по 14 стихов. Примерительно к этому сокращены и псалмы: архангелам для 6-го сентября (было 16), Пятидесятницы для дня Св. Духа (было 20), апостолам (было 20) и составлены новые псалмы общие преподобным и мученикам. Древние псалмы: апостолам - сохранен для памяти первоверховных апостолов (29 июня) и Собора дванадесяти апостолов (30 июня); преподобным сохранен для памятей основоположников монашества: преподобного Антония (17 января), Феодосия (11 января) и Саввы (5 декаб.); мученикам - сохранен для памятей великих мучеников Георгия (26 ноября и 23 апреля) и Димитрия (26 октября).

Даваемый в Псалтири избранный псалом святителю, первыми своими стихами призывающий всех живущих по вселенной внимать похвалам празднуемому святителю и его учению, огласившему всю вселенную, несомненно первоначально предназначался для праздников в честь великих вселенских учителей, выдающихся проповедников и борцов за православие. Для памяти других святителей, великих перед Господом, но более скромных в своей земной деятельности, действовавшмх не в столь широких масштабах и, например, в нашей Русской Церкви прославленных даже не к всероссийскому, а лишь к местному чествованию, - этот псалом не вполне подходит. Святые не нуждаются в преувеличение их земных подвигов, несоответствующие похвалы не приличествуют православному богослужению, недопустимы в устах молящихся. Поэтому в настоящем сборнике на праздники святителей дается три особых общих псалма: 1) общий святителям, 2) великим вселенским святителям и учителям и 3) святителям-равноапостолам. Общий псалом святителям, даваемый в псалтири сохраняется лишь для 30-го января, памяти трех великих святителей..

Во вновь составленных псалмах нередко библейские тексты, прилага-емые в Псалтири к Господу Богу - прилагаются к Богоматери и святым.Такой прием не нов для нашего богослужения и освящен многовековой традицией. Так например: 18-й стих 44-го псалма: “Помяну имя Твое во всяком роде и роде”, в Псалтири обращенный к Господу Богу, - в богослужебных последованиях стал обычным обращением к Богоматери, и в качестве прокимна и стиха на стихирах употребляется почти во все богородичные праздники. Еще более дерзновенное применение в заупокойных богослужениях слов 13 стиха 134-го псалма4, обращенных в псалтири к Самому Господу Богу, - “Память Твоя в род и род”, к каждому усопшему православному христианину “память их в род и род”. Не противоречат церковно-песнотворческой практике и некоторые изменения библейского текста, сделанные в 2-3 случаях5. Такого рода изменения допускаются, как вообще в богослужебных книгах6, так, в частности, и в древних избранных псалмах7. Иногда в ваших богослужебных книгах, там, где обычно, как норма употребляются псаломские стихи (прокимны аллилуарии, причастны, стихи к стихирам), в виде исключения берутся стихи и из других библейских гимнов: из песни Богородицы на Богородичные праздники, - пророка Захарии, - на праздники Предтечевы, - Симеона Богоприимца, - на Сретение, Трех Отроков - на праздник Отцев. Избранный псалом на 29-е августа заканчивается стихами из песни пророка Захарии, а псалом на 24-е июнясоставлен более чем наполовину из стихов этой песни. На основании такой практики и во вновь составленные псалмы внесены стихи из песни пророка Захарии (5-го сентября и 7-го января); из песни Прав. Симеона Богоприимца (3-го февраля) и два стиха из книги пророка Исаии (17 сентября, 7-е и 8-е января). В некоторых случаях отдельные стихи новых избранных псалмов составлены из двух стихов разных псалмов. И этот прием имеет оправдание в богослужебной практике, в частности и в избранных псалмах, даваемых в псалтири8. В тексте новосоставленных набранных псалмов в отдельных случаях сделаны исправления архаических форм и оборотов славянского языка в смысле приближения их к современному русскому. Так заменены полными краткие формы личных местоимений 9, винительного и творительного падежей множественного числа существительных, прилагательных, местоимений и причастий10. Вместо двойственного числа в некоторых случаях употреблено множественное11. Оборот двойного винительного заменен винительным с творительным12. Заменены также некоторые слова, ставшие малопонятными13 или получившие другой смысл14, причем использованы подстрочные исправления, даваемые в новейших изданиях псалтири или русский синодальный перевод. В тексте избранных псалмов все такие исправления подчеркнуты.

1 1/ В сущности и общее святительное величание - величание индивидуаль-ное. Как апостолы в величании прославляются за их благовестнические болезни и труды, как преподобные ублажаются за то, что они были наставниками монахов и собеседниками ангелов, как чествуются страдания мучеников, которые они претерпели за Христа, так и святители величаются за то, что они и ныне продолжают то дело, которое было главным вих земном служении, - молятся о нас Христу Богу нашему..

2 2/ Оно использовано в настоящем сборнике для величания Всем Русским Святым 16-го июля и в неделю 2-ю по Пятидесятице.

3 3/ О составлении особых праздничных избранных псалмов (правда несколько по другому поводу) было высказано пожелание на Всероссийском Поместном Соборе в 1917-19 гг. в докладе Богослужебного отдела, разосланных Священным Синодом всем преосвященным Архиереям к руководству.

4 4/ В дальнейшем везде цитаты из псалмов обозначаются дробями, в кото-рых числитель означает номер псалма, а знаменатель - стих.

5 5/ В псалме на 9 марта 20/4: "на главе его венец" - изменен "на главах их венцы", в псалме на 20 мая 104/21 "постави его князя" - "постави мя князем"; в псалме на 4 июля, 44/10: "предста Царица одесную Тебе" -"предста Царица_Тебе".

6 6/ Например, во втором антифоне на Пасху 66/3: "познати на земли путь Твой", изменен: "Да познаем на земли путь Твой"; для великопостного прокимна 60/6: Дал еси достояние боящимся имени Твоего", изменен: "Далеси достояние боящимся Тебе Господи"; 20/4 в чине браковенчания изменен во множественное число: "на главах их венцы"; 68/15 "Да избавлюся от ненавидящих ся" в прокимне молебного пения о хотящих по водам плыти изменен: "избави мя от ненавидящих мя".

7 7/ Например, в псалме на неделю Ваий /8/3 "Враг Твоих ради, еже разрушити изменен: "Врагов Твоих ради разрушиши"; в неделю антипасхи 106/14"изведе я" изменен: "извел еси ны"; на Вознесение 17/11: "и лете" из-менен: "и возлете" и 9/9 "судити имать изменен: "судит"..

8 8/ На Преображение "И буди светлость Господа Бога нашего на нас от ныне и до века". 89/17; 120/8 Преподобному: "Пойте Господеви Преподобнии Его и им поведайте память святыни Его, во всех людех чудеса Его". 29/5; 95/3.

9 9/ "ны", "и, "я".

10 10/ Например, 17/28: "люди смиренныя - "людей смиренных"; 17/40: "вся востающия" - "всех востающих".

11 11/ Например, 16/8 "крилу Твоею" - "крил Твоих".

12 12/ Например, 44/17 "постави я князи" - "постави их князьями".

13 13/ Например, 17/40: "спял еси" - "повергл еси".

14 14/ Например, 118/23: "глумляшеся" - "размышляше", 20/5 "живота" "жизни".

Величания по месяцам

 

Православие.Ru

 

 

 

 

 

 

 

   

В оформлении использованы элементы фонового дизайна    и  .

 

 

 



Hosted by uCoz